Если говорить про «Д.Н.Ангел», то главным достоинством или недостатком данного аниме является простота. Вообще, весь сериал очень простой. Не подумайте, что примитивный, нет. Простые люди, простые амбиции и желания, простые решения. За всей этой простотой, увы, теряется смысл сюжета и характеристики главных героев.
Мы привыкли, что подростки в аниме делают всю самую сложную работу. Мир спасти, исцелить смертельно больного или даже воскресить – это им привычно. Кто-то тяготится, как Синдзи Икари («Евангелион»), кто-то не очень, как Усаги Цукино («Сейлор Мун»), но все выполняют предназначение. В «Д.Н.Ангеле» практически не поднимается проблема выбора: главный герой, Дайсукэ Нива, просто живет, а то, что часть его жизни – еще и воровать произведения искусства, его не очень волнует. Это даже радует - отсутствие глобальных катастроф, что встречаются в аниме. Вот и держать бы авторам эту линию в течение всего сериала, но нет. Финалом все-таки становится глобальное по значению сражение темных и светлых сил. При этом нет ощущения катастрофы – слишком скомкано преподносится возможность погибнуть для мира и человечества. Хотя конкретнее – не погибнуть, а столкнуться с выпущенным врагом, заточенным в произведении искусства. Ох уж эти заточенные враги, силы и т.д. Живет себе человечество, развивается, любит, дружит, ненавидит – все в меру. А тут – в одно мгновение все может разрушиться. Опять же, в «Д.Н.Ангеле» нет колебаний по поводу «а вдруг человечеству надо пройти подобное испытание?», здесь нет дуализма ситуации, как в «Видении Эскафлона». Отрицательный герой хочет выпустить, положительный – обезвредить. Все. Надо отдать должное авторам – несмотря на нагнетание обстановки в конце, они сохранили простой подход к решению.
С другой стороны, возможно, такой контраст – спокойная жизнь и сражение за судьбу Земли – специально предусматривался. Чтобы сохранить для себя возможность опаздывать на занятия, любоваться светом в окне любимой девушки и смеяться над восторженной мамой, надо пойти сражаться, и делать это без пафоса или излишнего трагизма? В чем измеряется мужество? Нива, всю жизнь бывший обычным мальчиком, не потерял это свое качество даже перед лицом опасности. Ни нервных срывов, ни желания воспользоваться полученной по наследству силой в личных целях, ни самолюбования. Незачем считать себя героем, если ты завтра опять пойдешь в школу, но, чтобы улыбаться и видеть улыбки в ответ, надо раз в жизни рискнуть. Хотя за обычностью Нивы проскальзывает его пустота: нет ничего, что может в нем заинтересовать. Для типичного подростка-спасителя мира он слишком обыденно реагирует на ситуацию. При этом очень мало в Ниве от обычного ребенка, с которым вы можете столкнуться на улице, таких, как он, не бывает. Осознание этого факта сразу перечеркивает его поступки, мысли, сомнения и чувства. Нива – мальчик-никто.
Еще более интересно, что главный герой состоит из двух половинок. Мальчик и мужчина. Это постоянное вселение Призрачного вора Дарка на место Нивы и наоборот… Представьте себе: жизнь урывками – только когда тебя благосклонно пустит в себя очередной представитель семьи Дайсукэ, в которой из поколения передается странный дар-проклятие. Любить женщину, но, вернувшись в мир, узнать, что она давно умерла. Никаких гарантий, никаких завтра – только сегодня: безалаберность характера Дарка – отсюда. Не было ли желание сражаться продиктовано возможностью покончить с этой ситуацией? Такой мрачный вывод напрашивается буквально с первого момента появления Дарка на экране. Возможно, приторно-сладкий Нива нужен как раз для контраста с Призрачным вором… Вот такой Дарк-Нива ведет сражение со злом. Он – представитель светлых сил, но в его исполнении добро безликое и тривиальное. Дарк исправляет ситуацию, но ненамного… Зло представлено в «Д.Н.Ангеле» достаточно двояко – любимое занятие японцев показать, что виноват не человек, а обстановка, окружение, жизнь вообще. И восклицание одной из героинь по отношению к главному злодею – “ты же не был таким” – очень гармонично вписывается в его портрет, хотя до этого большого внимания характеристикам отрицательного персонажа не уделялось. Вообще, в «Д.Н.Ангеле» нет отрицательных и положительных, а есть запутавшиеся и ясновидящие - соответственно. Одна из характерных черт сериала – постоянное напоминание: все зло – не со зла. Произведения искусства, наполненные отрицательными эмоциями, всего лишь хранят воспоминания про неудачи, отвергнутую любовь, боль и т.д. Они – закономерное явление в несовершенном мире.
Параллельно – похожая история: мальчик и мужчина, семейное наследие… Но в случае второго главного героя, Сатоси Хикари, идет борьба с самим собой. В отличие от Нивы, Сатоси не желает отдавать ни секунды времени вселяющемуся в него человеку. Объективно – на такое нежелание у Хикари есть причины. Пожалуй, сложностей и ответственности за судьбу мира у него гораздо больше, чем у Нивы. И он единственный ребенок в «Д.Н.Ангеле», которого предали взрослые, хотя бы один из них. Его борьба надрывнее и трогательнее, чем все остальные проблемы сериала. Добавьте сюда еще сёнэн-айные намеки в его адрес… Сатоси спасает сериал, лишенный ярких и харизматичных персонажей.
Вот и весь сюжет. Он постоянно прерывается миниисториями, как связанными с основным противостоянием, так и не совсем. Можно сказать, что есть два сюжета – опять же жизнь простых людей и борьба. У них есть общие точки, но в основном они воспринимаются почти на протяжении всего сериала как параллельные повествования. Нет переходов от одного к другому, как в «Евангелионе», просто они оба есть и не мешают друг другу.
Главные герои живут, учатся, влюбляются, дружат. По «Д.Н.Ангелу» можно было бы писать книгу по подростковой психологии, если бы не идеализирование. Все персонажи без исключения честны, добры, отзывчивы. Увы, но им не хватает жизненности. В жизни есть вещи и похуже, чем отвергнутое любовное письмо или навязчивый поклонник. В этом-то и прелесть сериала! В этом-то его главный недостаток… Дети взрослеют, но остаются прежними. Хотя их взросление продиктовано не временем, а скорее внешними событиями, они почти не меняются. Что это? Ошибка авторов или попытка показать, как можно сохранить в себе подобные качества, даже когда мир может погибнуть? Не знаю, но где еще, как не в аниме, увидишь жену, радостно встречающую мужа после почти четырнадцатилетней разлуки без особых на то причин; мальчика-вундеркинда, который хотя и тяготится положением, но находит силы быть ласковым и преодолеть замкнутость? Может, авторы хотят заставить нас больше ценить подобные моменты в реальной жизни? А еще есть такие чудесные вещи, как проснувшееся женское самолюбие в девочке-подростке, первая любовь, наивность и неосознанная детская жестокость, на фоне которой еще более заметны доброта и сочувствие.
Очень хорошо авторы подошли к теме взаимоотношений взрослых и детей. Всего одна семья – Дайсукэ, но ее хватает с избытком. Мама, отец, дед, Нива – каждый живет в своем мире, а на пересечении – та атмосфера, которая и царит в сериале. Еще один момент, связанный с семьей Нивы - это неизбежность старения. Жизнь проходит, остаются воспоминания. Если постоянные возвращения ко времени, когда дед Нивы был Дарком, не с такой целью, то к чему они? Прибавить к этому Дарка, появляющегося раз в сорок лет, и неумолимость времени станет одной из главных проблем, освященных в «Д.Н.Ангеле».
«Д.Н.Ангел» – очень красивое аниме. Видеоряд и музыка настолько замечательные, что ради удовольствия от просмотра можно простить недостатки сюжета, хотя тогда надо бы не 26 серий, а 13… Единственный недостаток, достаточно значительный – это элементы 3D-графики. Никак не вяжутся с «плоскими героями» объемные кирпичики домов и барельефы. А в остальном – лучше всего прорисованы персонажи: краски мягкие, но линии резкие – этот контраст очень хорошо смотрится! Фоновая графика не так тщательна, но на это почти не обращаешь внимания! Персонажи смотрятся живыми и близкими, их лучше всего характеризуют не поступки, а изображение.
Музыка – отлично справляется с задачей создавать настояние во время просмотра. True Light, песня из заставки, очень запоминающаяся и красивая. Остальные «фоновые темы» – не менее красивы. Можно сказать, что в этом аниме музыка передает чувства персонажей, хотя сами герои достаточно эмоциональны. Люди действуют только под влиянием эмоций, самая сильная из которых – любовь! Эту мысль отлично подтверждает музыкальное сопровождение сериала. Пожалуй, музыка и графика – самые сильные его стороны.
Итак, смотреть «Д.Н.Ангел» можно, если не ждешь ничего особенного. Особо удивляться, размышлять или искать скрытый смысл не придется. Хотя полюбоваться аниме получится. Вам покажут очень банальные проблемы, решая которые, авторы не изобретут ничего нового. Но Сент-Экзюпери говорил: «Чтобы мы услышали, с нами надо говорить простым и понятным языком». Возможно, именно поэтому авторы обратились к такому решению… И даже если не поэтому – «услышать» «Д.Н.Ангел» просто, не это ли главное?
(статью стащила отсюда)